Делаем микшер своими руками. Микшер своими руками - аудио и звук - схемы - каталог файлов - радио схемы журналы ремонт модинг Ламповый микшерный пульт схема

Несмотря на то, что покупка профессионального ди-джейского оборудования в России больше не является проблемой, все равно находится энтузиасты, создающие микшеры, проигрыватели и усилители своими руками. Кто-то переделывает обычный советский проигрыватель граммпластинок в ди-джейскую "вертушку", а Владимир Муллонен, также известный как DJ Кудрявый, пошел по несколько иному пути и собрал ди-джейский кассетный проигрыватель с микшером.

Вот, что поведал нам автор устройства о своем творении: "Примеро 9-10 лет назад, когда я еще учился в школе, был у меня кассетный магнитофон и достаточно много аудио-кассет с любимой музыкой. Слушая миксы различных артистов, я думал, как им удается создавать такой ровный и красивый переход между треками?

Однажды вечером я увидел небольшой динамик, выкрученный откуда-то и теперь валяющийся без дела. Я подумал: "что будет, если я подключу к нему сразу два магнитофона?" Я выпросил у родителей второй магнитофон, разобрал их, вывел по два проводка и подключил их к динамику. В этот момент я родился как ди-джей - вся прочь прошла за проигрыванием допотопного, нескладного, но все же настоящего микса!

Первый мой микшер также был прост до безобразия – кусок фанерки, 2 резистора (регулировки громкости), 4 проводка на входе, 2 на выходе. Шло время - я иногда усовершенствовал пульт, добавляя сначала просто светодиоды, мигающие под музыку, а потом специальные платы для индикатора уровня сигнала. Пытался я и вставить прямо в пульт и питч-контроль, и еще много чего. Пульт МВ – 7 был последним моим изобретением. Как-то летом, на отдыхе, я подумал, что нужно все свести в один корпус. Приехав, я разобрал магнитофоны, вынул все внутренности – плату, лентопротяжные механизмы, блоки питания. Вырезал корпус из фанеры, купил две платы с трехполосным эквалайзером (до этого эквалайзеры били встроены в магнитофоне), фейдеры и кроссфейдер, плату для микрофона. Из маленьких компьютерных колонок я вынул плату и сделал ее блоком для «отслушки» , т.к. они имели свой усилитель и выход на наушники. Еще одной особенностью пульта было то, что он нес в себе достаточно мощный усилитель, основанный на двух микросхемах TDA 2050 – выходной мощностью около 35 Ватт, т.е. к нему можно было напрямую подключать колонки и громкость была примерно как у музыкального центра. И был предусмотрен дополнительный вход для подключения еще одного проигрывателя. Нажимая на кнопку «пауза» и имея две маленькие отверточки можно было «скретчить».

На этом пульте я провел примерно 5 школьных дискотек, проиграл дома примерно полгода. На нем я действительно научился играть, причем довольно здорово - когда я первый раз встал за настоящие вертушки, то свел все как нужно раза с третьего. Теперь я ди-джей уже с почти семилетним стажем. Играю хорошую музыку, с винила и дисков".

От себя мы хотим пожелать талантливому конктруктору успехов в его творческой деятельности и карьерного роста, а также порадоваться за то, что не перевелись еще в стране настоящие фанаты своего дела.

И, напоследок, технические характеристики кассетного стерео Dj - пульта МВ – 7:

Питание - от сети 220 в.

Выходная мощность - 2 * 15 Ватт (в сумме 30)

3х – полосный эквалайзер на каждый канал. Вч, Сч, Нч.

Фейдеры на каждый канал

Кроссфейдер

Индикаторы уровня сигнала по входу на каждый канал.

2 независимых лентопротяжных механизма, перемотка вперед-назад, пауза, play, стоп.

Регулировка скорости (pitch – контроль) на каждый канал.

Микрофонный усилитель, позволяющий усиливать сигнал с микрофона, до выходной громкости.

Дополнительный вход RCA, для подключения проигрывателя.

Устройства для смешивания звукозаписей и изменения их силы - микшеры часто применяются любителями магнитофона. С их помощью можно частично исправить неудачную прежнюю запись, исполнять различные трюки, особенно наложение нового пения на запись мелодии, исполняемой оркестром.

Простейший микшер вы видите на верхней схеме. У него два входа для подключения двух источников сигналов: например, к первому входу подключен микрофон, а ко второму проигрыватель. Параллельно каждому входу стоит переменный резистор (Ri и R 2). Движки обоих резисторов соединены через постоянные резисторы по 100 ком и подключены к выходной клемме. При перемещении движка резистора Ri на выходных клеммах будет изменяться, например, сигнал с микрофона. Если теперь увеличить сопротивление резистора Ri до максимума, а перемещать дси-жок резистора R 2 , на выходных клеммах появится сигнал с проигрывателя. Уровень выходного сигнала в обоих случаях будет определяться положением движка соответствующего резистора.

Переменные резисторы для микшера можно взять любого типа, их сопротивление может колебаться в значительных пределах - от 50 ком до 250 ком. Постоянные резисторы могут быть типа УЛМ, ВС, MJIT и другие, сопротивлением от 82 ком до 150 ком.

Детали микшера лучше всего разместить в металлической коробочке, которая будет одновременно служить экраном и предотвращать наводки переменного тока на цепи. На верхней панели укрепите переменные резисторы. На оси резисторов наденьте ручки со стрелкой, а на панели нанесите деления - это поможет быстрее устанавливать нужный уровень записываемого сигнала. На задней стенке укрепите клеммы.

В более сложной схеме микшера (внизу) используется транзистор. Эта схема позволяет не только записывать сигналы одновременно с трех источни

ков, но и усиливать их. У микшера три входа: два предназначены для подключения микрофонов, а один - для подключения звукоснимателя проигрывателя. В принципе к третьему входу можно подключать и другие источники сигнала: выход дополнительного магнитофона при перезаписи магнитофильмов или выход радиовещательного приемника. Каждый вход микшера соединен через постоянный резистор с движком своего переменного резистора. Для микрофонных входов сопротивление постоянных резисторов выбрано по 47 ком, а для входа звукоснимателя это сопротивление составляет 4,7 мгом, поскольку уровень сигнала от звукоснимателя значительно превышает сигнал с микрофона и его нужно ослабить. Верхние по схеме выводы переменных резисторов соединены вместе и подключены к усилительному каскаду, собранному на транзисторе Tj. Нагрузкой каскада является резистор R 8 , с него сигнал подается через электролитический конденсатор С 2 на выходные клеммы. Режим работы транзистора задается резистором R 7 .

Питается микшер ог батареи Б напряжением 3 в. Здесь можно использовать два последовательно соединенных элемента ФБС-0,25 или малогабаритные аккумуляторы типа Д-0,1, Д-0,2 и другие источники постоянного тока. Каскад работает в экономичном режиме, поэтому указанных источников питания хватит на несколько месяцев. Питание подается иа схему через выключатель.

Микшерный пульт предназначается для смешивания нескольких аудио сигналов. К примеру, его применяют, если нужно озвучить любительский фильм, или требуется голосовое сопровождение дискотеки, для экскурсоводов, для караоке, чтобы подключить музыкальный инструмент к компьютеру и т.д. Микшер используется при звукозаписи и для проведения концертов, когда звукорежиссеру требуется выставить оптимальные параметры звука для зала. Исходя из сказанного, понятно, что данный аппарат является незаменимым, и использование его многогранно.

В продаже имеется огромное количество моделей, как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Но для начинающих музыкантов или просто любителей караоке цены на аудио оборудование кажутся достаточно высокими. Поэтому для домашнего использования микшер можно сделать своими руками.

По своей сути, микшерные пульты бывают двух основных типов.

  1. Пассивные , которые не имеют в своей конструкции усилительного модуля. Такие устройства предназначены для работы над уже усиленным сигналом. Пассивные пульты используются в случаях, когда необходимо смешать несколько сигналов с высоким уровнем, поскольку они работают только на ослабление сигнала.
  2. Активные, которые имеют блок усиления и работают с сигналами низкого уровня, то есть не усиленными. Поступающий на вход аппарата сигнал усиливается предусилительным модулем. Также, благодаря источнику питания, в таких устройствах есть возможность применять микросхемы и транзисторы, что заметно расширяет их функциональность, если сравнивать с пассивными пультами.

Активные микшеры с успехом применяются в студиях, на концертах, где решают различные задачи по обработке и усилению сигнала, его индикации и коммутации, а также для фантомного питания микрофонов (конденсаторных). Именно активные модели получили набольшее распространение. Некоторые из них имеют встроенный процессор цифровых эффектов , который еще больше расширяет возможности звуковой аппаратуры.

Как сделать активный микшер

Простейший самодельный микшер, притом активный (с усилителем мощности), можно спаять при определенных навыках за 20 минут. Схема его довольно проста и приведена на следующем рисунке.

На коэффициент усиления в данной схеме влияет отношение сопротивления, которое имеет резистор R7 к сопротивлению источника сигнала. Если вам 5-ти входов мало, то увеличить их количество просто: к конденсатору
C1 нужно подключить требуемое число резисторов, как постоянных, так и переменных (по желанию).

Транзисторы, приведенные на схеме, вполне заменяемы транзисторами с маркировкой КТ315Б или с маркировкой КТ342Б.

Как делать пассивный звуковой пульт

Пассивный микшерный пульт не требует питания, и его конструкция является настолько простой, что даже начинающие радиолюбители смогут его спаять. Если посмотреть на электросхему устройства, то становится понятно, что в основе данного пульта лежит резистивный принцип . Аппарат способен смешивать 2 сигнала, которые поступают от микрофонного входа X1 (несимметричного) и от входа Х2, к которому может быть подключен внешний источник.

Вход X1 является низкоомным с чувствительностью около 2-3 мВ. К этому входу можно подключать разного рода низкоомные источники: звукосниматели, гитарные адаптеры и прочие. Также его можно использовать для микрофона. Вход X2 имеет чувствительность около 150 мВ. К нему обычно подключаются линейные выходы плееров, тюнеров и т.д.

Суммируемый сигнал, приходящий от обоих источников, снимается с помощью резистора R5, после чего он поступает на выход (X3) к устройству записи или воспроизведения.

Для работы данной схемы питание не требуется . Для достижения минимального уровня шумов все элементы должны быть хорошо экранированными. За счет незначительных помех, которые могут образовываться между каналами, соотношение сигнал/шум – является приемлемым. Контакты переменных резисторов R1 и R2, которые являются подвижными, объединяются через 2 резистора – R3 и R4. Это уменьшает их влияние друг на друга во время смешивания.

Следует обратить внимание на то, что у резисторов (переменных) R5, R1 и R2 металлические корпуса, и они должны быть соединены как между собой, так и с корпусом гнезда X1. Кроме этого, они соединяются с общим проводом схемы, а также с корпусом микшера. Для этой схемы рекомендуется использовать тип переменных сопротивлений , не круглых, в которых регулятор движется прямолинейно. Это делается, в большей степени, для удобства, чтобы визуально оценивать положение регулятора, и определять таким образом уровень сигнала.

Двухканальный звуковой пульт

Данный микшер является двухканальным и монофоническим. Двухканальный пульт может применяться для озвучивания различных мероприятий, фильмов, а также для смешивания сигнала, исходящего от разного рода музыкальных инструментов.

В конструкции звукового пульта применена одна микросхема, состоящая из двух усилителей . Один усиливает сигнал, поступающий от микрофона, а другой работает в схеме сумматора. Для регулировки входящих сигналов в аппарате применяются потенциометры, обозначенные на схеме P1, P2, P3.

Выходной сигнал подвергается регулировке потенциометром P4. В случае, если у вас появится желание подводить ко входу аппарата стереофонический сигнал, то сигналы, идущие от двух каналов (левого и правого), необходимо объединить со входом микшера. Сделать это можно с помощью внешних резисторов (10 кОм).

Для питания устройства можно использовать любой источник на 12V. Важно, чтобы микросхема AN7809 была установлена на радиаторе.

Перечень всех радиодеталей и их номиналы приведены в таблице ниже.

Как сделать печатную плату

Самый простой способ изготовления печатной платы – это с применением утюга и распечатанного на лазерном принтере изображения. Если вы не являетесь обладателем лазерника, изображение можно распечатать в любом салоне, где оказываются полиграфические услуги.

Важно, чтобы изображение было нанесено на бумагу тонером — порошком, применяемым только в лазерных принтерах и ксероксах.

Также потребуется приобрести текстолит , лучше однослойный. Продается он на радиорынке либо специальном в магазине, торгующим радиодеталями. Но, для начала, печатную плату нужно спроектировать. Для этой цели используется разное программное обеспечение, которое может в автоматическом или ручном режимах произвести расчет и прорисовку дорожек платы. Рекомендуется воспользоваться программой DipTrace , которую необходимо скачать из интернета. С помощью данной программы возможно создавать, кроме печатных плат, принципиальные схемы. Окно программы выглядит, как на рисунке ниже. На нем можно увидеть и готовый макет будущей печатной платы.


Очень важно после обезжиривания фольгированной поверхности не прикасаться к ней пальцами. В противном случае, придется снова обезжиривать фольгу. Браться можно только за края заготовки.

На следующем этапе потребуется соединить заготовку и распечатанную на бумаге схему.

  1. Вырежьте кусок бумаги с напечатанным чертежом таким образом, чтобы вокруг него был запас для заворачивания.
  2. Наложите изображение чертежа на заготовку (рисунком на фольгу) и заверните излишки бумаги, которые можно закрепить малярным скотчем. В результате вы получите конвертик, как на рисунке ниже.

  3. Возьмите утюг (марка и модель не имеет значения) и на терморегуляторе выставьте максимальный нагрев.
  4. Положите разогретый утюг на конвертик, разумеется, на ту сторону, где нет скотча. Начинайте легкими движениями проглаживать бумагу. Нажимать на утюг следует с умеренным усилием, иначе тонер растечется и размажется по заготовке. Если прижимать слабо, то тонер плохо прикипит к фольгированному слою заготовки. Прогрев нужно производить равномерно, по всей площади заготовки. Особенно следует хорошо прогревать края, где повышен риск отслаивания тонера, по причине недостаточного прогрева. О том, что прогревание можно остановить, свидетельствует пожелтение бумаги, а также проступание на ней очертаний схемы.

  5. Отключите утюг и дайте конвертику остыть около 10 минут.
  6. Возьмите подходящую по размеру емкость и налейте в нее горячей воды. Температуру жидкости можно определить рукой: если вода горяча настолько, что в ней долго руку не удержишь, значит, температура является подходящей.
  7. Опустите конверт с заготовкой в жидкость примерно минут на 15-20. Если у вас из крана течет горячая вода, то ее можно и не отключать.
  8. После замачивания необходимо, прилагая максимальную аккуратность, отделить бумагу от фольги. Прилипшие куски бумаги нельзя соскребать. Их нужно аккуратно скатывать пальцами.
  9. Возьмите фен и хорошо просушите заготовку.



  10. На следующем этапе необходимо удалить участки фольги без рисунка, то есть протравить плату . Для этих целей принято использовать хлорное железо. Продается оно в банках, выглядит, как ржавая кашица, имеет неприятный запах и разводится при тщательном перемешивании теплой водой. Раствор делается из расчета 100 г воды + 100 г кашицы. Жидкости можно добавить и меньше, главное, чтобы раствор полностью покрывал заготовку.
  11. Погрузите заготовку в подготовленный раствор. В среднем, травление длится около 20 минут. На время травления влияет концентрация раствора, а также размеры погруженной детали. При этом очень важно помешивать раствор стеклянной или пластиковой палочкой или покачивать ванночку. Если есть возможность, поставьте емкость в теплую воду и меняйте ее по мере остывания, чтобы раствор не стал холодным. Если через указанный промежуток времени вы заметили недостаточную протравку, то необходимо увеличить концентрацию раствора, добавив в него немного хлорного железа.
  12. После удачной протравки извлеките плату из раствора, промойте ее под проточной водой и высушите.

  13. Смочите ватный диск ацетоном и удалите все остатки тонера с платы.

  14. Теперь очищенную от тонера плату с дорожками необходимо просверлить, чтобы можно было в эти отверстия вставить ножки радиодеталей. Для отверстий можно использовать сверло диаметром 0,9 мм. Конечно же, диаметры выводов необходимо устанавливать на стадии проектирования, чтобы потом не переделывать работу.
  15. Заключительным этапом будет лужение дорожек . Делается это с помощью жидкого флюса (30% спиртовой раствор канифоли). Нагрейте паяльник и, набирая на жало минимум припоя, пройдитесь им по всем дорожкам. Должно получиться, как на следующем фото.

На этом изготовление печатной платы можно считать завершенным.

Как сделать корпус для микшера

Корпус для звукового пульта можно изготовить своими руками из любого материала, поддающегося легкой обработке: пластика, пластмассы, оргстекла, текстолита и т.д.

Все детали вырезаются с учетом размеров печатной платы и расположения регуляторов, гнезд, которые будут выходить наружу. Стенки короба удобно соединять при помощи клеевого пистолета. Далее, проделайте следующее.

Если ваша схема микшера предусматривает установку линейных регуляторов и таких же индикаторов, то пазы прорезаются на верхней крышке короба.

На этом изготовление корпуса для микшера заканчивается.

Микшер

Микшер можно использовать для озвучивания любитель­ских фильмов, на дискотеках, в музеях и туристических авто­бусах, т. е. там, где диктор должен давать пояснения, не пре­рывая исполнение музыкального произведения. Другое приме­нение микшера - собственное исполнение любимых произве­дений под фонограмму - караоке. Причем в качестве источников программ используются обычные стереофониче­ские кассеты и компакт-диски с записью певцов.

Схема микшера приведена на рис. 4.10. Он имеет три вхо­да - микрофонный и два линейных. К микрофонному входу подключается динамический микрофон с сопротивлением 600 Ом. Входное сопротивление линейных входов «Линей­ный 1» и «Линейный 2» - 220 кОм. Для обеспечения автоматического понижения уровня музыкальной программы при по­ступлении сигнала на микрофонный вход используют вход «Линейный 1». Стереофонический сигнал с источника музы­кального сопровождения поступает через делители R2, R9, R6, VT1 и R3, R10, R4, VT2 на входы сумматоров, выполнен­ных на ОУ DA1.2 и DA1.3. Транзисторы VT1, VT2 включены в качестве переменных резисторов, управляемых напряжением. Сопротивление коллектор-эмиттер транзисторов VT1, VT2 за­висит от уровня напряжения на их переходах база-эмиттер. Постоянное напряжение на включенные параллельно базо-эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 поступает с двухполупериодного выпрямителя на диодах VD1, VD2. Пере­менное напряжение с выхода микрофонного усилителя на ОУ DA1.1 (вывод 1) поступает на дополнительный усилитель на ОУ DA1.4 и далее через цепочку С8, R21 на выпрямитель VD1, VD2. При чтении дикторского текста транзисторы VT1, VT2 открываются и на входы сумматоров DA1.2, DA1.3 посту­пает только часть сигнала со входа «Линейный 1». Время сра­батывания определяется произведением R21C11, время восста­новления зависит от величины емкости конденсатора СИ. Ав­томатический режим работы микшера может быть выключен переключателем SA2.

Номинальный входной уровень линейных входов 0,5...0,8 В. Выходное сопротивление микшера менее 100 Ом, что позволяет подключать к нему практически любой УМЗЧ или магнитофон.

Коэффициент усиления по микрофонному входу около 50 дБ, подбором резистора R14 он может быть уточнен для используемого микрофона. Резисторы Rl, R24, R25 служат для устранения щелчков при подключениях к разъемам XS1 и XS4. Конденсаторы С1-С8 переходные, резисторы R22, R23 образуют искусственную среднюю точку, необходимую для питания ОУ от однополярного источника напряжения.

В режиме «Стерео» ОУ DA1.2 и DA1.3 играют роль много-входовых сумматоров соответственно левого и правого кана­лов. Суммируются сигналы с двух линейных входов и с выхо­да микрофонного усилителя DA1.1. Коэффициент передачи микшера по всем входам составляет -1.

Режим «Караоке» устанавливается переключателем SA1. Здесь используется тот факт, что в большинстве стереофониче­ских записей голос певца располагается в середине кажущего­ся источника звука, т. е. равномерно и синфазно распределен в правом и левом каналах записи . При включении SA1 сум­мирование сигналов осуществляется на ОУ DA1.3, а ОУ DA1.2 работает в режиме инвертора. В результате осуществляется вы­читание синфазных сигналов в обоих каналах, приводящее к практически полному подавлению голоса певца в фонограмме.

Сигнал левого канала со входа «Линейный 1» (или «Линей­ный 2») подается на инвертор, выполненный на ОУ DA1.2. Коэффициент передачи равен R15/(R2+R9) для входа « Линейный 1» R 15/R7 и для входа «Линейный 2», R15=R2 + R9, R15 = R7.

На входы сумматора DA1.3 поступают сигналы с инвертора DA1.2 (резистор R16), правого канала источника сигнала (резисторы R3, R10 или R8 в зависимости от выбранного входа), а также с микрофонного усилителя DA1.1 (резистор R18). Синфазные (одинаковые) сигналы левого и правого каналов в результате наличия инвертора DA1.2 вычитаются, остальные суммируют­ся с сигналом микрофонного усилителя и с выхода DA1.3 (вы­вод 8) через разделительный конденсатор С7 поступают на оба контакта разъема XS4. Выходной сигнал в режиме «Караоке» монофонический.

Основная часть деталей, кроме входных и выходных разъ­емов, размещена на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 4.11). ОУ DA1 кроме указанного на схеме может быть С индексом А. Транзисторы VT1, VT2 желательно подобрать с одинаковым коэффициентом передачи h2ia = 100. ..350. Конденсатор С4 ти­па К10-17, К73-17, оксидные конденсаторы - К50-35. Перед монтажом необходимо отобрать резисторы из соотношений R2 + R9 = R7 = Rll = R15; R3 + R10 = R8 = R16 = R17 = R18 с точностью 2...5%. Переключатели SA1, SA2 малогабаритные зарубежного производства. Перед изготовлением печатной пла­ты обязательно уточните шаг имеющихся у вас переключате­лей и при необходимости скорректируйте рисунок печатной платы. Разъемы XS1-XS4 типа Jack 3,5 с винтами для креп­ления, причем XS1 монофонический, остальные - стереоф о нические.

Печатная плата микшера помещена в корпус из дюралюми­ния толщиной 1,5 мм размером 80 мм (ширина), 30 мм (высо­та) и на 85 мм (глубина). Корпус представляет собой два П-образных уголка, скрепленных втулками, на которых закрепле­на также печатная плата устройства.


Налаживание микшера начинают с проверки режимов ра­боты по постоянному току. На всех выходах ОУ (выводы 1, 7, 8 и 14) должно быть напряжение, равное половине напряже­ния питания.

Далее подключают микрофон к входу XS1 микшера, а к входам XS2, XS3 - источники программ (тюнер, магнитофон, проигрыватель компакт-дисков и т. п.). Выход XS4 соединяют с усилителем мощности звуковой частоты. Переключатель SA1 устанавливают в положение «Стерео», а переключатель SA2 - в положение «Авт». Требуемый коэффициент усиления по микрофонному входу подбирается регулировкой сопротив­ления резистора R14.

Проверяют работу микшера в автоматическом режиме. По­дают на вход XS2 музыкальное сопровождение. При разговоре в микрофон уровень громкости музыкального сопровождения уменьшается, музыка как бы отступает на второй план. Уровень громкости музыкального сопровождения может быть изменен подбором резисторов R4, R6 (одинакового номинала). При уста­новке переключателя в положение «Выкл» уровень музыкаль­ного сопровождения должен оставаться постоянным вне зависи­мости от того, разговаривают перед микрофоном или нет.

В завершении проверяют работу микшера в режиме «Ка­раоке».. Переключателем SA1 устанавливают данный режим. На вход (XS2 или XS3) микшера подают стереофонический сигнал с записью исполнения певца. Убеждаются в том, что голос исполнителя подавлен, и проверяют возможность испол­нения произведения перед микрофоном. Если уровень подав­ления голоса в музыкальном произведении недостаточен, сле­дует точнее подобрать сопротивление резистора R16. Для этого вместо него включают цепочку из постоянного резистора 200 кОм и подстроечного 47 кОм. После регулировок измеря­ют сопротивление цепочки из резисторов и заменяют предва­рительно подобранным резистором, сопротивлением как мож­но близким к найденному. На этом налаживание микшера можно считать законченным.

Описываемый в статье гитарный микшер имеет входы различной чувствительности для подключения, помимо двух гитар, еще одного микрофона и еще дополнительного электронного источника сигналов. В устройстве имеется и метроном (см. статьи В. Банникова в "Радио", 1996, № 3 и 1998, № 6), полезный для репетиций и начинающих музыкантов. Возможности микшера расширяет наличие двух независимых выходов.

Многие начинающие музыканты - гитаристы испытывают затруднения с приобретением доступной по цене аппаратуры, предназначенной именно для paботы с электрогитарой и микрофонами.

Обычно используются бытовые усилители звуковых частот, не имеющие специальных высокоомных входов для подключения электрогитары, тем более двух. Как правило, входное сопротивление бытовых усилителей не превышает 47 кОм.Такое недостаточно высокое входное сопротивление сильно шунтирует высокоомные звукосниматели и приводит к разочарованию иг полученного звука инструмен та.

Для электрогитары, оснащенной электромагнитными звукоснимателями, требуется высокое входное сопротивление усилителя — не менее 1 МОм. Наличие микрофонного входа еще не решает проблему совместного усиления сигналов от микрофона и гитары.

Общий для всех входов блок регулировки тембра и громкости не обеспечивает требуемого звучания ни для электрогитары, ни для микрофона.
Зачастую в усилителях отсутствует и линейный выход, который необходим для записи музыкальной партии гитариста, чтобы после прослушивания работать над ошибками.

Рис. 1. Внешний вид гитарного микшера.

Исходя из вышеизложенного, был разработан микшер гитариста (фото на рис. 1 ), который при всей своей простоте имеет электрические и функциональные характеристики, достаточные для использования его в репетиционной работе.

Технические характеристики

Число входов для микрофонов. 1
- для гитары 2
- универсальных 1
Чувствительность микрофонного входа, мВ 1.3
Входное сопротивление микрофонного входа, кОм 1
Взвешенное отношение сигнал/шум в микрофонном канале, дБ 59
Полоса частот с микрофонного входа (по уровню -1 дБ), Гц 200...9000
Чувствительность гитарного входа, мВ 20
Входное сопротивление гитарного входа, МОм 1
Взвешенное отношение сигнал/шум в гитарном канале, дБ 61
Чувствигельность универсального входа, мВ 200
Входное сопротивление универсального входа, кОм 47
Взвешенное отношение сигнал/шум в универсальном канале, дБ 63
Глубина регулировки тембра на частоте 125 Гц, дБ -15/+2
Глубина регулировки тембра на частоте 10 кГц, дБ -15/+7

Принципиальная схема

Микшер (его схема показана на рис. 2 ) оснащен входом Micr для подключения динамического микрофона. Два входа — высокоомные EG1 и EG2 — предназначены для подключения электрогитар "Соло", "Ритм". Универсальный вход AUX — для подключения других звуковоспроизводящих устройств.

Рис. 2. Принципиальная схема самодельного гитарного микшера.

Микшер имеет два выхода (Out A, Out В) с независимой регулировкой уровней выходных сигналов, один из которых можно подключить к усилителю, а другой — к записывающему устройству. Для контроля уровней сигналов на выходах микшер оснащен измерителем уровня. Выбор контролируемого канала производится переключателем.

Микрофонный вход рассчитан для работы с динамическим микрофоном и собран на микросхеме DA1 К544УД2А.
Входное сопротивление МУ хорошо согласуется с сопротивлением большинства динамических микрофонов.
Коэффициент усиления каскада на микросхеме DA1 определяется отношением сопротивлений резисторов R2 и R1 и при необходимости может быть изменен.

Выход усилителя через фильтр нижних частот, образованный элементами R6 и С6, подключен к транзистору VT1. Это способствует уменьшению уровня помех и ВЧ наводок в канале. Эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 исключает влияние низкого входного сопротивления темброблока на работу каскада предварительного усиления на микросхеме DA1.

Каскад на микросхеме DA2 К544УД2А представляет собой активный блок регулирования тембра, в нем осуществляется коррекция спектра сигналов на НЧ и ВЧ. Номиналы деталей блока регулирования тембра выбраны исходя из особенностей спектральной чувствительности динамических микрофонов.

При данных значениях RC-эле-ментов темброблок позволяет скоррек тировать АЧХ тракта "микрофон — усилитель — динамик" в широких пределах и обеспечить сбалансированное звучание голоса солиста. Полоса пропускания тракта от мик рофонного входа до выхода

А при неравномерности АЧХ 1 дБ составляет 200 Гц...9 кГц. Это обеспечивает неискаженную передачу спектра певческого голоса. Сигнал с выхода микросхемы DA2 через регулятор уровня сигнала R31 подается на резистор R32, один из входов сумматора сигналов.

Входы для подключения электрогитар собраны на полевых транзисторах КПЗОЗЕ; это обеспечивает высокое входное сопротивление каскадов и малый уровень шумов. Входные цепи каскадов построены по схеме ФВЧ, образованными резисторами R3, СЗ, R7 и R4T С4. R8 что уменьшает уровень НЧ наводок.

Каскады на транзисторах VT2 и VT3 имеют широкий динамический диапазон и без искажений передают сигналы с большими амплитудами. Измеренный уровень сигналов от звукоснимателей гитары Yamaha EG112UP при исполнении сольных партий достигал 25 мВ. Режимы работы транзисторов определяются поданным на затворы положительным напряжением смещения через резисторы И Л R8 от делителя напряжения на резисторах R5 и R15.

Рис. 3. Внешний вид внутри гитарного микшера.

Это несколько увеличивает проводимость канала транзисторов и создает условия работы как в режиме обеднения, так и обогащения. Прямой ток в цепи затвор—исток еще практически отсутствует, и входное сопротивление транзисторов остается большим; напряжение на истоках транзисторов — примерно 6...7 В.

Сигналы от электромагнитных датчиков гитар усиливают каскады на микросхемах DA3, DA4 К544УД2А. Их коэффициент усиления определяется отношением сопротивлений резисторов R21 и R12, R22 и R13 соответственно и при данных значениях составляет 10; при желании он может быть изменен под уровни сигналов от звукоснимателей гитар любых производителей.

При данных номиналах деталей обеспечивается достаточная чувствительность входов. Усиленные сигналы подаются на регуляторы уровня R25, R26 и через резисторы R28, R29 к сумматору сигналов.

Универсальный вход согласующего усилителя на микросхеме DA5 К544УД2А предназначен для подключения других источников сигналов к микшеру.

Коэффициент передачи выбирать большим не стоит, он может быть всего 1...2, так как сами уровни сигналов от звуковоспроизводящих устройств достаточно большие и достигают не сколько сотен милливольт.

К этому входу можно подключить, например, выход звуковой карты компьютера, а при воспроизведении музыкального материала любимой группы — поиграть "в группе" и иметь возможность совершенствовать свое мастерство на репетиции. Выход этого канала подключен через регулятор уровня R27 к резистору R13 сумматора сигналов.

Сумматор сигналов образован резисторами R28—R30, R32, R33 и ОУ на микросхеме К544УД2А (DA6). Выходной сигнал сумматора через регулятор уровня на R35 подается на выход канала А. Выходной канал В представляет собой эмиттерный повторитель с ФНЧ на входе транзистора 2VT1. фильтр НЧ, образованный элементами 2R1 и 2С2, влияет на АЧХ обоих каналов в области высоких частот.

Регулятор уровня сигнала канала В 2R4 включен в цепь эмиттера транзистора. Детали, относящиеся к эмиттерному повтори телю канала В, в обозначении имеют префикс 2.

Измеритель уровня выходных сигналов содержит в себе усилитель на микросхеме DA7 К544УД2А и детектор с удвоением напряжения. Для исключения влияния на предшествующие каскады входное сопротивление измерителя уровня выбрано достаточно большим и составляет 100 кОм.

Чувствительность индикатора можно корректировать подстроечным резистором R38. Особенность построения цепей зарядки и разрядки конденсаторов обеспечивает быструю реакцию индикатора на увеличение уровня входного сигнала, а при резком уменьшении уровня несколько снижает скорость спада показаний индикатора. Это устраняет рывки стрелки индикатора и облегчает визуальное восприятие. Стрелочный индикатор М68501 разработан для применения в магнитофонах и пока не снят с производства.

Метроном изготовлен на основе описаний, опубликованных в журнале . Он обеспечивает формирование сигналов темпа от 40 до Р10 ударов в минуту с выделением сильной доли такта. Регулятор уровня сигнала метронома совмещен с выключателем его питания. Метроном — весьма полезное дополнение к микшеру: при репетициях он позволяет развить у музыканта чув ство 1 емпа и размера.

При питании микшера от батареи "Крона" или "Корунд" (импортные аналоги 1604 или 6F22) его включение осуществляется микропереключателем,на рычаг которого воздействует центральный стержень штекера, вставляемого в гнездо выхода канала А микшера- Потребляемый ток микшера в среднем — около 30 мА. Емкость свежей батареи "Крона" достаточна для работы микшера в течение 10... 12 ч.

Сетевой блок питания

Обозначения элементов схемы на рис. 2, относящихся к сетевому блоку, дополнены префиксом 3. Для изготовления сетевого блока питания можно использовать грансформатор мощностью 0,5...1 Вт с напряжением на вторичных обмотках 2x12 В. При использовании сетевого блока питания микропереключатель можно исключить. Теплоотвод для микросхемы стабилизатора не требуется.
Для обеспечения работы операционных усилителей при однополярном питании на их неинвертирующие входы подано напряжение смещения +4,5 В от делителя напряжения на резисторах R5 и R15.

Детали и конструкция

Применение во входных цепях керамических конденсаторов К10-17 нежелательно, они проявляют ощутимый микрофонный эффект. Здесь лучше применить конденсаторы К73-17, остальные — К10-17. На рис. 3 их видно.

В микшере применены оксидно-полупроводниковые конденсаторы К52-1 (в сигнальных цепях), оксидно-электролитические К50-35 на напряжение 16 В или их импортные аналоги. Все постоянные резисторы — МЛТ-0,125, но размеры платы допускают установку резисторов МЛТ-0,25.

Все входные и выходные разъемы — под штекеры Jack 6,3 мм. С целью уменьшения уровня шума и наводок во входных разъемах свободные входы замыкаются на общий провод, в выходных замыкатели не используются.

Подобные разъемы применяются в телевизорах для подключения головных телефонов, но их можно заменить другими подходящими.
Микшер собран в корпусе с размерами 320x60x100 мм, изготовленном из металла. Печатные платы изготовлены из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

Рис. 6. Печатная плата блока питания.

При разработке печатных плат использована программа DipTrace Lite Edition V1.50 (файлы с расширением dip), а для разработки передней панели — программа FrontDesigner 3.0 (файлы с расширением fpl).

Рисунок передней панели (в уменьшенном виде показан на рис. 7 ) печатался на струйном принтере на обычной бумаге, затем проводилось одностороннее ламинирование. Защищенная ламинатом передняя фальшпанель обращена наружу, незащищенной стороной она приклеена к предварительно покрашенной металлической панели микшера клеящим карандашом RADEX, предназначенным для склеивания бумаги.

Рис. 7. Рисунок передней панели.

Перед приклеиванием фальш-панели, используя наждачную бумагу с мелким зерном, надо придать окрашенной поверхности небольшую шероховатость. После этого следует удалить сухой тканью пыль и нанести на обработанную поверхность клей. Этот клей не проникает сквозь бумагу и не растворяет чернила принтера, а после высыхания прочно удерживает ламинированную фальшпанель и защищает ее от возможных механических повреждений.

Измерения параметров микшера проводились с помощью прибора РАП-ТВ-УКВ (радиочастотный анализатор передатчиков), предназначенного для измерения параметров ТВ и УКВ передатчиков на радиочастотах. Он имеет возможность проведения измерений и на звуковых частотах.

При испытании микшера использовались усилитель музыкального центра Technics SC-CA1060 (2x40 Вт), электрогитара Yamaha EG112UP, электроакустическая гитара Epiphone PR-4E и доработанный микрофон Philips SBC MD 150 китайского производства. Работа микшера получила хорошую оценку моих друзей—музыкантов; отмечено удобство работы с ним.

В. Овсянников, г. Пермь. Р2009, №12.

 
Статьи по теме:
Новые возможности интерфейса
Здравствуйте.Сегодня речь пойдет об интерфейсах и формах в «1С:Предприятие 8.2». Предоставляя , заметил, как многие отличают командный интерфейс от обычного интерфейса только визуально, вот и решил внести ясности.Обычный интерфейсОбычный интерфейс пользо
Как удалить фото из фейсбука Удаление альбома с фотографиями
Самые разные изображения и видеоролики делают общение в Соц.сети намного более интересным. Чисто технический момент: прежде чем загрузить контент, его надо создать или где-то взять. Та же фотография должна быть уже в наличии, на любом носителе с доступом.
Как установить
Этот материал посвящён установке операционных систем семейства Windows с USB флешки. Многие скептики до сих пор утверждают что это невозможно, а если и вохзможно то очень трудно, однако само существование этого материала доказывает обратное. Установка Win
Как поменять Тему в Firefox Фаерфокс темы оформления
Темы для Мозилы. Где скачать и как установить. Есть разные способы смены внешнего вида браузера. Расскажу о двух из них. Бесплатные темы для Mozilla Firefox Тема оформления сменит полностью дизайн Вашего браузера. Делается это очень просто. Достаточно